Управление образования АГА ЛНР

 

Актуально

Рубрики

Рекомендации психолога для педагогов дошкольных учреждений

ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ И ДОУ

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Для ребенка быть здоровым - значит, развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания ЗОЖ. Сегодня закон «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Основная цель работы по данному вопросу – это повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни и формирование у них способности понимать потребности ребенка и обеспечить возможность удовлетворять их. Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Задачи: • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата; • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

• привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды.

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса.

Формы и методы работы с родителями

· Информационно-аналитические. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников.

· Познавательные формы: организации общения с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников.

Родительские гостиные – встречи родителей с гостями ДОУ. Например, приглашение на встречу воспитателя группы, который расскажет о своих спортивных увлечениях и достижениях; медсестры, которая расскажет о правильном питании, значении витамином для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках.

Семинары-практикумы; групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий; Дни открытых дверей; Дни здоровья. Темы встреч различны: «Здоровый образ жизни – залог благоприятного психического и физического развития», «Эффективные модели взаимодействия с ребёнком», «Эффективное взаимодействие взрослых с тревожными детьми» и т.д.

· Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь с родителями осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты, информационные стенды, использование СМИ и информационный блок на сайте ДОУ.

· Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся семейные спортивные досуги и праздники. Вместе с детьми родители бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга. Организация вечеров подвижных игр: «Игры народов мира», «Подвижные игры нашего времени».

· Традиционные формы работы с детьми. Коррекционно-профилактические мероприятия с целью пропаганды и формирования здорового образа жизни: «Волшебные силы природы», «Моё душевное здоровье» и др.; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

Родители по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы:

1) К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

2) Родители, отнесенные ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

3) Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка.

Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

Таким образом, разделив взрослых на условные группы, можно осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. Способами установления сотрудничества с родителями первой и второй групп являются:

• Предоставление возможности наблюдать за своим ребенком на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.

• Проведение групповых консультаций, бесед.

• Привлечение родителей для оказания помощи при подготовке спортивных мероприятий (например, участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой педагогического коллектива ДОУ, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате, информация и практический опыт, полученный родителями, помогут повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получить необходимые знания о физическом развитии ребенка, сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.

Практический психолог

ГБДОУ ЛНР №19 «Чайка»

Иванова Т.Д.

Приложение 1

Уровни сформированности основ и культурно–гигиенических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников

Уровень Характеристика уровня: показатели сформированности основ и

(культурно-гигиенических) навыков дошкольников о ЗОЖ

высокий Ребенок имеет достаточное представление о собственном организме, знает и понимает взаимосвязь в системе «человек - окружающая среда», осознанно применяет данные знания в повседневной жизни, активно придерживается здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки сформированы

средний Ребенок имеет представления о собственном организме, знает и понимает взаимозависимость человека и окружающей среды, но осознанно знания в повседневной жизни не применяет, понижен интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы. При выполнении отдельных культурно-гигиенических процессов обращается за помощью к взрослым

низкий Ребенок ориентируется в системе основ формирования здорового образа жизни, но не в полном объеме, нет осознанного применения этих знаний в повседневной жизни, отсутствует интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы слабо

Для определения уровней сформированности знаний и представлений дошкольников о здоровом образе жизни можно использовать диагностические материалы программы «Детство», СПб (В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой).

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как управляться с одеждой самостоятельно?

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних

застёжек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребёнку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шарф лучше заменить капюшоном – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер.

Чтобы ребёнку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребёнка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.п.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребёнка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребёнка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать её на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребёнок знал название одежды, правильно указывал на неё. Когда ребёнок одевается или раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приёмы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребёнку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребёнка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребёнку возможность овладевать необходимыми навыками.

Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Жизнь по правилам: С добрым утром

Как правильно организовать режим дня? Когда малышу лучше завтракать и обедать, заниматься спортом, играть, гулять, слушать музыку? Попробуйте ориентироваться на биоритмы организма.

Биоритмы - программы жизнедеятельности отдельных органов, систем и всего организма в целом. Они регулируют время и продолжительность сна, скорость роста, прибавку веса и другие параметры детского развития. Чтобы не сбить настройку биологических часов, с ними нужно обращаться очень бережно!

5:00. Почки отдыхают, мышцы дремлют, обмен веществ замедлен - словом, полнейшая идиллия в организме. Ребенок уже сменил несколько фаз сна и, в принципе, готов к пробуждению. Если вам и вправду надо поднять его в такую несусветную рань, смело ставьте будильник на 5 утра. В это время дети быстрее всего приходят в состояние бодрствования: в 5 часов встать легче, чем в 4 или в 6.

6:00. Срабатывает внутренний будильник: надпочечники выбрасывают особые гормоны - адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление, заставляют сердце биться чаще - словом, готовят организм к пробуждению, даже если детское сознание еще дремлет.

7:00. Звездный час иммунной системы! Самое время поставить еще не до конца проснувшееся дитя под контрастный душ, активизирующий защитные силы организма. В эти мгновения они самоотверженно сражаются с вирусами, бактериями и прочими микроскопическими оккупантами, да и антибиотики и многие лекарства усваиваются лучше, чем в другое время суток. После такой бодрой утренней профилактики простуда и детские инфекции ребенку не страшны.

8:00. Золушка пищеварительной системы - печень - взялась за «уборку» организма. Она трудится в авральном режиме, нейтрализуя вредные вещества, накопившиеся за сутки. Никакой жирной и тяжелой пищи за завтраком - в этот час нельзя перегружать печень! Молочная каша, йогурт, фрукты - вот что нужно утром вашему малышу.

9:00. Психическая активность растет, сердце запущено на всю «катушку», чувствительность к боли уменьшается. В это время ребенку можно сделать прививку и отвести к стоматологу, не опасаясь, что прольется море слез.

10:00. Организм начал восхождение на пик активности (он продлится примерно до 13:00). Используйте это время с пользой для дела. Обучение грамоте и спортивные тренировки лучше всего приурочить к этому времени! Юный вундеркинд превзойдет самого себя!

11:00. Организм в отличной форме. Биологический компьютер - мозг - щелкает трудные задачки, а пламенный мотор - сердце - с энтузиазмом разгоняет кровь по сосудам. В это время результаты тестирования при поступлении в гимназию, прослушивания в музыкальной школе, выступления в спортивной секции будут у ребенка выше всяких похвал.

12:00. Кульминация: в полдень дитя способно буквально горы свернуть или же, если бурная энергия не найдет достойного применения, перевернуть всю квартиру вверх дном, устроив грандиозный ералаш. А что вы хотели - организм мобилизует для этого все имеющиеся резервы.

13:00. Пора отдохнуть! Происходит временный спад внутренних процессов, печень и поджелудочная железа, отвечающие за переход гликогена в необходимую мозгу глюкозу, трудятся вполсилы и не обеспечивают нейроны достаточным количеством клеточного топлива. Самое время накормить ребенка обедом и отправить в постель.

14:00. Силы на нуле, реакции замедлены, голова пустая, и немудрено: после обеда кровь отлила от мозга к желудку. Поскорее укладывайте малыша спать - в этот момент он прекрасно уснет сам без долгих уговоров.

15:00. Ваше чадо спит и набирается сил, которые понадобятся ему во второй половине дня. А тем временем аппетит и вкусовая чувствительность обостряются до предела - готовьте юному гурману легкий полдник!

16:00. Налицо интеллектуальный и физический спад. Не обольщайтесь: он продлится недолго. Впереди целый вечер, и ваше неугомонное дитя еще покажет, на что способно. А пока почитайте ему книжку, дайте лист бумаги и карандаш или усадите за спокойные игры - куклы, кубики, пазлы.

17:00. Энергия бьет ключом, вопросы «Как?», «Почему?» сыпятся как из рога изобилия. Прекрасно, если на это время назначены занятия рисованием, иностранным языком, музыкой или спортом - ребенок будет выполнять упражнения с удвоенной силой и наилучшим результатом

18:00. Пора на прогулку: тело требует движения, а вот умственная работоспособность снижается - серым клеточкам тоже требуется отдых.

19:00. Ухудшается настроение, нарастают признаки утомления, главный из которых - несговорчивость и капризы.

Имейте в виду: в это время часто разгораются ссоры по пустякам. Пусть малыш проведет взрывоопасный час в детской, уединившись с игрушками, альбомом для рисования, пластилином и мозаикой.

20:00. Поставьте ребеночка на весы - показания будут максимальными за сутки. В остальном этот час в общем ничем не примечателен: никаких выдающихся достижений ждать не приходится - пора ужинать и готовиться ко сну.

21:00. Ловите момент - перед отходом ко сну память особенно остра и способна запечатлеть огромный объем самой разной информации. Почитайте ребенку главу из детской энциклопедии, спойте песенку на английском языке, расскажите стихотворение и утром он воспроизведет сказанное.

22:00. Кровь переполнена белыми тельцами - 12 тысяч лейкоцитов в миллилитре вместо обычных 5-8 тысяч. Это защитная система на сон грядущий проводит контрольное патрулирование вверенной ей телесной территории. Немного снижается температура тела, чтобы сон был спокойным и глубоким.

23:00. В столь поздний час мышцы все больше расслабляются, но при этом организм не теряет время зря - в каждой клеточке идут восстановительные процессы.

24:00. Дремлющим сознанием потихоньку овладевают сновидения, а мозг продолжает трудиться, раскладывая по полочкам полученную за день информацию и отбрасывая все ненужное.

1:00. В это время сон очень чуток. Кроме того, повышается чувствительность к боли - травмированная коленка или проблемный зуб, на котором давно уже следовало поменять пломбу, скорее всего, разноются именно сейчас и не дадут малышу уснуть до утра. Не доводите до этого - устраняйте неисправности в детском организме по мере их возникновения!

2:00. Почти все органы отдыхают, и только печени нет покоя: она «чистит» спящий организм, освобождая ткани от конечных продуктов обмена - шлаков.

3:00. Нижняя граница физиологического спада: низкое артериальное давление, а пульс и дыхание - предельно редкие.

4:00. Мозг снабжается минимальным количеством крови и еще не готов к пробуждению. Зато слух обострен до предела - ребенок может легко проснуться от малейшего шума. Отключите телефон на случай, если в этот ранний час кому-нибудь вздумается потревожить его покой звонком.

Приложение 4

Лечебный точечный массаж при простуде, насморке, гриппе

Практически никто не может избежать простуды, возникающей при переохлаждении тела, например во время сна, когда организм снижает свою внутреннюю температуру, а капилляры кожи остаются расширенными. Поскольку возникающий дисбаланс делает организм уязвимым к холоду, укрываться ночью важно даже в теплое время года. Индивидуальная степень подверженности простуде в значительной степени определяется конституцией и защитными силами организма. При простудных заболеваниях массаж активизирует иммунную функцию организма. Особенно эффективен массаж на первых этапах заболевания

простудой. Сначала двумя пальцами (указательным и средним) медленно и плавно совершаем круговые движения. Постепенно усиливаем воздействие на массируемую область. Затем опять ослабляем надавливание, чередуя интенсивное воздействие с мягким надавливанием. Каждую зону (точку) необходимо массировать около 5 минут. При простуде эффективно проведение массажа 3 раза в день. Обычно хватает 10 процедур в курсе лечения. При лечении простуды методом точечного массажа существует 7 массируемых зон.

1) Зона располагается по центру лба. Массаж этой зоны помогает при гриппе и простуде, а также стрессе.

2) Зона располагается посередине между бровями. Снимает заложенность носовой пазухи.

3) Данная зона находится между бровями в точке, где сходятся брови и переносица. Эффективен массаж при насморке и ОРЗ.

4) Эта зона находится возле ноздрей. Массаж данной зоны помогает решить проблему заложенного носа. Зона также является симметричной.

5) Вторая зона располагается в районе скулы, на одной прямой со зрачком. Эта зона также располагается с обеих сторон лица. Массируют ее также одновременно.

6) Данная зона является симметричной, ее массировать необходимо с двух сторон тела. Находится она между ключицей и грудинной костью. Массаж зоны поможет при болях горла и кашле. 7) Зона находится у основания черепа в ямке. Массаж зоны е и головную боль.

Противопоказания к точечному лечебному массажу

Точечный массаж исключен при беременности, гнойничках на коже, родинках, бородавках, новообразованиях.

Массаж от простуды (выполняйте движения по тексту)

Чтобы не зевать от скуки, Встали и потёрли руки. А потом ладошкой в лоб. Хлоп! Хлоп! Хлоп! Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем. Ну-ка, дружно, не зевать! Раз, два, три, четыре, пять! А теперь уже, гляди, Добрались и до груди. Постучим по ней на славу. Сверху, снизу, слева, справа, Постучим и тут и там, И немного по бокам. Не скучать и не лениться, Перешли на поясницу.

т и шея. Ну-ка, живо! Переходим на загривок. Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем как можно выше

Категория: Психологическая служба

Просмотров: 361