Как помочь подростку преодолеть трудности подросткового периода и стать счастливым
Жизнь человека, как известно, состоит из нескольких возрастных периодов. Каждый период имеет свои сильные и слабые стороны, свои кризисы развития.
Самым тяжелым периодом считается подростковый возраст – период полового созревания и психологического взросления, период перестройки отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой.
В результате физиологических и психологических изменений меняется и личность подростка:
- появляется чувство взрослости. Подросток стремится быть похожим на значимого взрослого, подражает ему. Стремится освободиться от родительской опеки и контроля;
- главным для подростка становится общение со сверстниками и взрослыми;
- развиваются память, внимание, логическое мышление;
- формируется новое мировоззрение;
- появляются новые увлечения и идеалы;
- появляется желание познать себя и мир;
- формируются основные черты характера;
- запускаются механизмы регуляции поведения.
Иногда подростковый период проходит безболезненно и гладко для подростка и незаметно для взрослых, но чаще это период конфликтов, противоречий, потрясений и настоящих катастроф.
Не случайно подростковый период называют переходным периодом. Действительно, ведь подросток 10-12 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Подростковый период также называют кризисным и часто сравнивают с кризисом 3-х лет. Но, в отличие от 3-х летнего ребенка, подросток осваивает не окружающее пространство, предметы и действия, а социальное пространство, пространство человеческих отношений.
И еще одно название подросткового периода – трудный период. Именно в этом периоде ребенок становится «трудным». Характерная черта подросткового возраста – резкие перепады настроения; эмоциональная неустойчивость и противоречивость:
- подросток хочет вырваться от родительской опеки и получить свободу, при этом не знает, что с ней делать. Сам, того не осознавая, подросток нуждается в поддержке и заботе родителей;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- при всей своей самоуверенности подросток не уверен в себе, очень чувствителен к оценке посторонних своей внешности;
- болезненная застенчивость уживается с развязностью;
- чуткость - с черствостью;
- сдержанность – с невозможностью удержать себя в рамках;
- целеустремленность быстро сменяется неустойчивостью интересов;
- веселье и радость быстро сменяются апатией;
- подросток хочет заслужить уважение, а бравирует недостатками;
- ценит верность, но меняет друзей;
- подростки хотят иметь все права, но никаких обязанностей.
По словам выдающегося психолога Выготского Л.С. у подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного.
Психика подростка не только неустойчива, но и очень ранима. Подросток страдает от конфликтов с родителями, сверстниками, учителями, от несправедливых обвинений, критики, измен, неуважения окружающих. Жизненные ситуации наносят подростку душевные травмы. Следствия душевных травм;
– внутренняя дисгармония;
- чувство неполноценности;
- повышенная тревожность;
- нарушение сна;
- потеря аппетита;
- грубость;
- непослушание;
- ухудшение успеваемости;
- уход в себя;
- комплексы;
- дурные привычки;
- асоциальное поведение.
Все это признаки депрессии, которая сопровождает подростковый возраст. Особенно опасна глубокая депрессия, которая может привести к совершению опрометчивых и непредсказуемых поступков.
С подростком легко не бывает. И по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменениями своего ребенка, его грубостью и непредсказуемостью поведения, чувствуют бессилие и отступают.
Переходный период еще называют судьбоносным. От того, как ребенок справляется с трудностями, зависит его дальнейшая судьба. Именно в этом возрасте подростку необходима любовь, доверие, понимание, поддержка. Поэтому подростковый возраст – самый подходящий момент для того, чтобы начать выстраивать другие, взрослые отношения.
Пока развивается тело, болеет и ждет помощи душа.
Как наладить отношения с повзрослевшим ребенком, как помочь ему преодолеть трудности подросткового периода и стать счастливым?
Например, попросите дочь помочь приготовить салат. Когда кажется, что главное – приготовление еды, а разговор – просто развлечение, подростку будет проще говорить с вами откровенно. Точно также мальчики скорее разговорятся с отцом во время рыбалки, копаясь в гараже или ремонтируя что-то по дому.
Беседуйте в дороге. В машине вы с ребенком сидите не лицом к лицу, а рядом - плечо к плечу. И это снимает определенные психологические барьеры. Когда вы смотрите подростку в глаза, он может чувствовать себя неуютно и в результате откровенного разговора не получится. Когда же вы следите за дорогой, ребенок не чувствует контроля и расслабляется.
Не задавайте прямых вопросов: «Как дела?» - «Нормально». На этом разговор закончится, вы не получите развернутого ответа. Начните с общих вопросов о том, что ребенка интересует, комментируйте его ответы, давая возможность подростку продолжить рассказ.
Главное, что стоит осознать родителям: подросток – это не проблема, которая требует решения, а человек, который нуждается в том, чтобы его понимали.
Практический психолог
ГБОУ ЛНР «АСОШ №17»
Данилова Л.А.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К СРЕДНЕМУ ЗВЕНУ ШКОЛЫ
Уважаемые родители, окончена начальная школа, Ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная жизнь.
Младший подростковый возраст достаточно сложный, хотя и не такой острый, как подростковый. Пятиклассник впервые встречается с множеством неизвестных для него трудностей. Процесс адаптации к новому режиму обучения, к изменившимся методическим требованиям, к новым социальным, школьным, семейным правилам - есть сложный и неоднозначный процесс, который требует времени для физиологического и психологического привыкания ребенка и внимательного, терпимого отношения взрослых. От нас - педагогов и родителей - зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться.
Особенности возраста
ü стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля;
ü постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
ü импульсивность, частая и порой необъяснимая смена настроения, упрямство, агрессивность. Обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.
ü потребность в постоянной поддержке и принятии.
ü развитие теоретического мышления, логической памяти;
ü умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.
Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения:
ü новые учителя;
ü новые предметы;
ü новые требования и нормы поведения.
Конечно, пятикласснику, попавшему в такие условия, необходима наша помощь и повышенное внимание.
Трудности адаптации пятиклассника к школе
ü Ребенок стал показывать низкие результаты по успеваемости, оценки ниже, чем в начальной школе.
ü Ученик стал больше конфликтовать как со сверстниками, так и со взрослыми.
ü В семье чувствуется противостояние, демонстративность в поведении ребенка.
ü Возможно, и наоборот, ребенок стал более инфантильным, вернулся к «дошкольным» моделям поведения: непривычные требования внимания к себе, желание больших телесных контактов (обнимания, забираться на колени и пр.).
ü Нарушение сна и аппетита, нежелание идти в школу.
ü Проявление, усиление невротических симптомов: запинки в речи, навязчивые движения и др. (если имели место ранее подобные трудности).
ü Эмоциональная нестабильность: капризы, слёзы, спад настроения или в противоположность избыток эмоционального перевозбуждения.
ü Частые жалобы ребенка на самочувствие, простудные и пр. заболевания.
ü Проявление неорганизованности и забывчивости.
ü Снижение работоспособности.
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести
себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании расстраиваются, замыкаются в себе.
Рекомендации родителям
по психологической поддержке пятиклассников
в период адаптации к новым условиям обучения и развития
ü Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
ü Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
ü Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
ü Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
ü Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
ü Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
ü Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
ü Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
ü Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
ü Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
ü Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
ü Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т.д.).
ü Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
ü Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
ü Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место.
ü Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
ü Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
ü Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
ü Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
ü Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
ü Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно Вы
Поддерживать ребенка можно посредством:
ü отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово);
ü высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.);
ü прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.);
ü совместных действий (иногда достаточно просто быть рядом);
ü выражение лица (улыбка, кивок, смех).
В этот период как никогда нужно, чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими и терпимыми в общении с ребенком.
Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.
Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами – тревожность передается ребенку от родителей!
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения сына или дочери с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.
Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения. Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему
необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться, что впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делах и обеспечит комфортную адаптацию.
Недопустимо: запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность.
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Надеемся, что предоставленные советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
9 подсказок для родителей первоклассника.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда обучение в школе станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!
Психологическая помощь родителям
Почему подростки уходят из дома
Проблема ухода ребенка из дома на сегодняшний день является очень актуальной. Подростковый возраст — сложный период, этот возраст относится к критическим периодам жизни человека. Это возраст противоречий: с одной стороны — стремление быть вместе со сверстниками, следовать за ними, с другой — стремление выделиться среди них, завоевать право на автономию. Очень часто в этом возрасте ребенку кажется, что его никто не понимает, весь мир против него, родители специально ругают, запрещают гулять и постоянно давят на него.
Подросток уже осознанно пытается установить свое «место» в доме, показать свое «Я», что он личность со своим мнением и правом выбора. Зачастую родители не могут или не хотят этого понять.
Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-15 лет. Уход из дома – своего рода бунт, протест. Дети этого возраста очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома – это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.
В обществе бытует ложный стереотип, что к побегам из дома склонны дети из неблагополучных или неполных семей. Статистика показывает, что около 70% побегов приходится на вполне благополучные семьи. Их родители разводят руками и спрашивают: «Не понимаю, чего ему не хватало? У него же есть все, что нужно для счастья!»
Основные причины ухода ребенка из дома:
Сложная обстановка в семье, постоянные ссоры, конфликты с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье, отсутствие внимания.
Родители не принимают того, что подросток стал личностью, с которой нужно считаться.
Появление в семье чужого человека – отчима или мачехи.
Подросток стал изгоем в школе и компании, не умеет выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
Рождение в семье малыша, когда о старших детях временно забывают.
Развод родителей может спровоцировать протестное поведение.
Попытка обратить на себя внимание, дефицит любви.
Чрезмерная опека или, наоборот, полная вседозволенность.
Постоянные придирки и критика со стороны родителей.
Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.
Подросток сблизился с плохой компанией.
Желание скорее стать взрослым и обрести самостоятельность.
Проблемы с алкоголем, наркотиками.
Страх наказания.
Желание быть свободным от всех.
Насилие в семье или со стороны сверстников.
Излишняя избалованность.
Желание острых ощущений, любопытство, скука.
Неблагополучные родители, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
Психологические или психические отклонения у подростка.
Виды побегов
Мотивированные. Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег, в данном случае, – способ ухода от проблемы (раз не нашлось других).
Немотивированные. Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Стоит отметить, что в основе детских побегов всегда лежит внутренний конфликт в семье, даже если, по сути, он таким уж конфликтным не является. Отсутствие возможности поговорить, рассказать о проблемах, спросить совета – это тоже внутренний конфликт в семье.
Как себя вести родителям, чтобы избежать побегов детей из дома
Если в Вашей семье все хорошо, а ребенок – отличник, это еще не говорит о том, что у ребенка нет проблем. Проблемы могут скрываться там, где Вы никогда не стали бы искать. В учителе, который публично унизил Вашего ребенка. В девочке, которая ушла от него к его другу, потому что Ваш сын «не дорос еще до серьезных отношений». В том симпатичном и интеллигентном новом друге вашего ребенка, который … (вариантов много). И не всегда Ваш ребенок расскажет – что у него в душе. Потому что родителям или некогда, или в семье просто не принято делиться друг с другом «радостями и горестями».
Как же себя вести, чтобы дети не убегали?
Будьте другом своему ребенку. Главный совет на все времена. Тогда с Вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Тогда вы всегда будете знать – где и с кем Ваш ребенок. Тогда даже к самым темным уголкам души Вашего ребенка у Вас будет ключик.
Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, повзрослевший человек. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей «опеки».
Вспомните себя в молодости. Как ругались мама с папой за ваши джинсы-дудочки, непонятную музыку, странные компании, косметику и пр. Как злились Вы, что вам не дают самовыражаться так, как Вы того желаете. Опять же, помните, что Вы – друг, а не тиран.
Не нравятся его (ее) друзья? Не спешите выгонять их из дома с криками: «Они тебя плохому научат!». Это не Ваши друзья, а друзья ребенка. Если Вам они не понравились, это не значит, что они все поголовно «наркоманы, маньяки, двоечники, потерянное поколение». Но будьте внимательны. Делайте выводы молча. Вмешиваться в отношения ребенка с кем бы то ни было нужно лишь в том случае, если эти отношения могут угрожать здоровью ребенка, психике или его жизни.
И в 5 лет, и в 13, и даже в 18 ребенку хочется внимания (понимания, доверия, уважения) к себе. Он не хочет слышать каждый день: «Делай уроки, сделай тише свою музыку, почему у тебя снова бардак, в кого ты такой безрукий пофигист, мы тебя кормим-поим, а ты, паразит, только о себе думаешь и пр.». Ребенок хочет слышать: «Как дела в школе, все ли у тебя хорошо, куда бы ты хотел поехать на выходные, а давай вместе сходим на концерт» и пр. Ребенку нужна забота, а не тотальный контроль, кнут с утра до вечера и отношение «скорей бы ты уже от нас съехал». Безусловно, границы ребенок должен знать, а вседозволенность не приносит ничего хорошего. Но даже поставить ребенка на место или отругать его за что-либо можно таким способом, чтобы у ребенка выросли крылья, и ему захотелось сделать то, о чем Вы просите. Не «Совсем тебе на мать наплевать! Последние деньги тянешь! А я хожу в дырявых колготках!», а «Сынок, а давай я помогу тебе найти работу, так ты быстрее накопишь на новый компьютер» (пример).
Воспитывайте в ребенке, едва он начнет ходить, ответственность и самостоятельность. Поддерживайте ребенка во всех начинаниях и позволяйте ему быть таким, какой он есть, а не тем, кем вы хотите его видеть.
Никогда не угрожайте, даже шутя, что накажете ребенка или выгоните из дома, если он что-нибудь натворит (закурит, выпьет, получит двойку, и пр.). Зная о возможном наказании, ребенок никогда не скажет вам правды и даже может совершить еще более серьезные глупости.
Ребенок требует свободы и уважения его интересов? Идите ему навстречу. Пора начинать доверять своему ребенку. И пора «отпускать» его во взрослую жизнь. Пусть учится совершать поступки и отвечать за них самостоятельно. Только не забудьте предупредить его о последствиях того или иного поступка (мягко и по-дружески).
Не пытайтесь навязать ребенку свою дружбу – делайте это аккуратно, постепенно вовлекая ребенка в доверительные отношения. Чаще берите его с собой в поездки и на отдых, участвуйте в его жизни, искренне интересуйтесь его делами.
Будьте примером для ребенка. Не делайте того, что ребенок может захотеть повторить.
Конечно, при отсутствии доверия между вами, начать с нуля будет крайне сложно. Но это вполне осуществимо при Вашем терпении и желании.
Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:
Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остаётся времени даже для того, чтобы погулять во дворе.
Если кто-то жалуется на поведение Вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
Не наказывайте ребёнка из-за того, что у вас плохое настроение или для «профилактики».
Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребёнок вряд ли убежит из дома.
ПОМНИТЕ! Когда ребёнок начинает взрослеть, Ваша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Очень важно для родителей - принимать и поддерживать его как Личность, самостоятельную и индивидуальную, способную нести ответственность за свою жизнь.
Что делать, если ребенок убежал из дома – инструкция для родителей
Самое главное, что стоит помнить родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома) – это их внутренние возрастные противоречия и жажда свободы. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное постоять за себя и решить свои проблемы.
Вспомните, что говорил Вам ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
Обзвоните всех знакомых/друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили Вам, если Ваш ребенок вдруг появится у них.
Проверьте одежду/вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или «с чемоданами». Заодно, на всякий случай, проверьте свои «тайники» — все ли деньги/ценности на месте.
Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников ребенка. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.
Ребенок не мог просто сбежать? Все вещи на месте? И проблем не было? И никто не знает – где он? Звоните в скорую помощь – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.
Результатов нет? Спешите в отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск.
Что дальше? Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему также несите фотографию ребенка и предоставьте максимально полную информацию.
Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно, у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении. При этом акцентируйте внимание на своих переживаниях – «я не сержусь, просто волнуюсь и жду, лишь бы живой был». И никаких – «появится – убью».
Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите своего ребенка и скажите ему, как вы его любите.
Что делать категорически нельзя после счастливого воссоединения семьи:
Нападать на ребенка с расспросами.
Кричать и применять физическую силу.
Наказывать любым способом – лишать «сладкого», сажать под замок, отправлять из города подальше «от плохих компаний» и пр.
Демонстративно молчать и игнорировать ребенка.
Советы родителям:
Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому жесткие меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать: почему сыну или дочери было неуютно с Вами. Может быть, что-то изменилось в отношениях взрослых?
Всегда подчеркивайте значимость ребенка для Вас. Привлекайте его к «взрослой работе» советуйтесь с ним, пусть проявит мужественность и самостоятельность у себя дома. Научитесь принимать любые откровения ребёнка, не осуждая при этом его действия и поступки.
Если ребенок сбежал из дома, значит, ситуация вышла из-под контроля. В решении сложных конфликтных ситуаций, ссор с родителями, без помощи опытного психолога не обойтись. Психолог сможет выявить скрытые и явные причины побегов из дома, поможет подростку поднять самооценку, решить личные трудности.
ПОМНИТЕ!
Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!
Семейные ценности в детско-родительських отношениях
Семья – как много значит это слово! Семья дает человеку истинное состояние спокойствия и умиротворения. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Именно в семье начинается формирование личности ребенка. Поэтому обстановка, которая царит в его доме в детстве, оказывает сильное влияние на его будущую жизнь.
Формирование семейных ценностей начинается еще в крошечном возрасте. Ребенок, воспитанный в родной семье, с молоком матери впитывает ориентиры конкретного круга людей. Он становится его частью и, в большинстве случаев (подчас даже подсознательно), – продолжает проповедовать идеалы отцов и матерей во взрослой жизни. Счастливая семья всегда отличалась богатством накопленных знаний, нравов, обычаев предков. Детей с малого возраста учат почитать старших, хранить и уважать фамильные реликвии, рассказывают о важности семейных праздников.
Семейные ценности и традиции, сложившиеся в семье – почему их так важно ценить и хранить? Для точного понимания, что такое семейные ценности в детско-родительских отношениях, необходимо рассмотреть некоторые из них более обстоятельно.
Основные ценности семейных отношений
v Любовь. Это качество – основное в семейных отношениях. Его проявление отражается и на развитии других качеств. Дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье.
v Доверительное общение. В кругу родных можно без опасений поделиться проблемой и услышать дельный совет и слова поддержки, а не порицание.
v Уважение – и к старшим, и к младшим. Взаимное уважение – это основа брака и семьи. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным. При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать – не значит бояться.
v Следование ритуалам. Семейные ценности и традиции крепко связаны, очень важно не разрывать эту тонкую, но прочную нить. У каждого родственного круга есть свои привычки: как отмечать Новый год, как
провожать Масленицу, когда украшать елку, какие печенья печь по воскресеньям, какой фильм смотреть на Рождество. Чем больше в вашей семье незыблемых традиций – тем прочнее «фундамент».
v Ответственность. Ее несет каждый – перед каждым. И за свои поступки, и за деяния своих детей.
v Прощение. Чтобы не делалось и не говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после ругани и красноречивого хлопка дверью. Здесь поймут твои мотивы и забудут плохие слова.
v Честность. Семья – это место, где тебе не соврут. Порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но только здесь их можно получить в полном объеме. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.
v Значимость для родных. Каждый член семьи осознает, что играет серьезную роль в жизни близких. Это не повод для манипуляций, а, наоборот, – важная миссия.
v Щедрость. Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.
v Порядочность. В вашей семейной конституции должное место должны занимать честность и доверие. Ни в коем случае нельзя обсуждать в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение малыша – это зеркальное отражение поступков и слов родителей.
v Главенство. У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. Глава семьи – это мужчина. Мать, как мудрая женщина, принимает его положение даже в тех случаях, когда позиция супруга вам не совсем понятна. Это делает мужчину счастливым. Видя уважение к мужу, ребенок будет понимать серьезность подобных поступков. У женщины тоже есть своя роль, не менее почетная. Она является хранительницей домашнего очага, следит за уютом в доме и воспитывает ребенка. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье. Отношения между супругами – превыше всего, не жертвуйте временем и вниманием, которое вам следует отдавать друг другу. Сохраняйте уравновешенность.
v Здоровый образ жизни. Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состояния здоровья. Необходимо уделять достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом. Благодаря правильному распорядку вы будете испытывать радость, станете более энергичным и избавитесь от негативных мыслей.
Если в детстве закладывается фундамент семейных ценностей, в дальнейшей жизни они находят яркое отражение во время обучения и трудовой деятельности. Если ребенок обманывает родителей, подделывает подписи в дневнике, значит, в семье не хватает честности и открытости. Если вы сами обманываете работодателя или преувеличиваете какую-то информацию, то чего стоит ожидать от детей? Необходимо начинать перемены в первую очередь с себя.
Семейные ценности и традиции – это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностям. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности. Важно, чтобы ценности были едиными между каждым членом семьи. Приложите все усилия, чтобы они соответствовали высоким нравственным нормам.
Практический психолог
ГБДОУ ЛНР №19 «Чайка»
Иванова Т. Д.
Категория: Психологическая служба
Просмотров: 399