Управление образования АГА ЛНР

 

Актуально

Рубрики

Профилактика буллинга в образовательных учреждениях

Как показывает практика психологов, детская и подростковая жестокость – это огромная проблема современности. Практически в каждом учебном учреждении процветают разные формы насилия в детской среде, как морального, так и физического. Подобный термин получил профессиональное наименование буллинг, и крайне важную роль играет предотвращение его появления в учебных учреждениях.

Буллинг (травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет.

Огромную проблему являет собой буллинг в подростковой среде, так как растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых сложность и противоречивость. На этом этапе часто закладывается жизненная программа, потому что усвоив позицию «жертвы» либо «агрессора» единожды, подросток будет следовать ей всю жизнь.

В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Предпосылки:

· зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;

· желание подчинить, контролировать кого-то;

· виктимность жертвы.

Виктимность – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.

Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.

Типы агрессоров:

· Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища

· Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.

· Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести психологическое исследование. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:

· реальность буллинга;

· его длительность;

· характер (физический, психологический, смешанный);

· основные проявления;

· участники (инициаторы и исполнители);

· их мотивация;

· свидетели и их отношение к происходящему;

· поведение жертвы (пострадавшего);

· динамика происходящего;

· другие важные для диагностики обстоятельства.

Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для того, чтобы рекомендовать родителям проконсультировать ребенка у детского психиатра.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой стратегии по профилактике такой жестокости, тем не менее, существуют определенные методики, дающие положительные результаты.

Наиболее эффективная программа такого типа была создана еще более двадцати лет назад. Она основывается на четырех основных положениях, которые должны учитываться в школьной и домашней среде. Она не представляет собой ничего сенсационного, однако они конкретизирует в себе множество разработок психологов.

Во-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, с положительным интересом и настоящей увлеченностью.

Во-вторых, в школе и дома должны соблюдаться твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения.

В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций не карательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение либо нарушение правил.

В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания.

Данная программа должна действовать на общешкольном и классном уровне, кроме того, ее следует применять в семье.

Использование такой программы помогает снизить количество жертв и агрессоров в подростковой среде примерно на треть, а то и на половину. Кроме того такой подход помогает снизить уровень общих показателей по антисоциальному поведению, среди которых воровство, вандализм, а также прогулы уроков и даже пьянство.

Кто становится буллером?

Буллерами зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей. Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей.

Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?

Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом коллективе.

Самое худшее в буллинге — его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей.

Буллинг провоцирует формирование негативных черт и у окружающих людей. В подростковом возрасте наиболее выбираемая роль в буллинге — наблюдатели. Такие участники часто испытывают страх, беспомощность перед лицом насилия. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за того, что они присоединились к буллингу.

Профилактика буллинга в школе

Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного учреждения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей.

Главная профилактическая мера буллинга в школе — это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.

Наиболее удачное время для профилактики насилия — младшая школа. Задача — научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли лидера и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом.

Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.

Самая большая ошибка — замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при

помощи предложенных методов, нужно забирать ребенка с кошмарного места и искать более приемлемые условия с более квалифицированным педагогическим коллективом.

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными.

Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.

Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако, если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

Необходимо организовывать часы общения, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям.

Психоло-педагогическая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачи профилактики буллинга:

· подготовка учителей для работы с «трудными детьми»;

· содействие улучшению социального самочувствия;

· психолого-педагогическое просвещение родителей;

· устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

· снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;

· развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;

· изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.

Правильные методы включают:

· Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они

опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

· Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

· Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все будет напрасно. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором - дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

С целью профилактики подобного явления в любой образовательной организации должна быть реализована профилактическая психолого-педагогическая программа направленная на:

ü снижение агрессивных и враждебных реакций; ‒ оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;

ü формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;

ü развитие толерантности, эмпатии.

Д.Ольвеусом в Бергене более 20 лет назад основана Норвежская программа «Анти-Буллинга».

Она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001г. придан статус приоритетной общенациональной программы.

Основные принципы:

· Принцип тепла, положительного интереса и вовлеченности взрослых в жизнь группы детей.

· Принцип твердых рамок и ограничений неприемлемого поведения в группе детей.

· Принцип последовательного применения некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил.

· Принцип наличия взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей для подражания.

Исходя из вышесказанного, в качестве примера можно привести примерные психолого-педагогические профилактические упражнения, которые можно включить в программу.

Упражнение «О тебе и для тебя».

Участники группы сидят в кругу. Каждому подростку по очереди все участники группы дарят комплимент. Например: «удивительная», «сильный», «чудесная», «смелый», «необыкновенная», «юмористка», «умная» и т. д.

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме — дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли,

что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение «Сказка по кругу»

Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Участники выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому.

Обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать?

Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок. В заключительной части занятия участникам необходимо поделиться полученными впечатления и помечтать.

«Волшебная подушка»

Цель — развивать способности мечтать и ставить свои цели. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Участники садятся на подушку и говорят примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?

Рекомендации учителям

Педагогам нужно создавать в учреждении полную нетерпимость к любым проявлениям насилия.

При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть холлы, комнаты отдыха, столовые и пр. Кроме того, крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии.

В учебном учреждении необходимо разработать соответствующий кодекс, при этом в штате должны быть психологи и социальные педагоги, которые помогут своевременно выявлять нарушения. Психологи также призваны организовывать группы поддержки для пострадавших от буллинга, а также группы для работы с агрессорами.

Советы родителям для оказания помощи ребенку при буллинге в школе

При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить. В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:

· Внешние проявления. Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.

· Изменения характера. Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.

· Одиночество. Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно.

В этой ситуации очень важна психологическая помощь родителей. Они должны помочь ребенку справиться с проблемой таким образом:

Родителям нужно научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллинга. Подростки могут довериться и другим взрослым, которым они доверяют. Нужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможный буллинг и сохранять самооценку на высоком уровне. Ребенок также должен научиться задиристости, уверенности и настойчивости, и проявлять такие качества хотя бы внешне. Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре и т.д.

Категория: Психологическая служба

Просмотров: 478